ГБПОУ РД "Махачкалинское музыкальное училище им. Г.А. Гасанова" | РД, г. Махачкала, пр-т Р. Гамзатова, 20

Готфрид Алиевич Гасанов

Готфрид Алиевич Гасанов

Готфрид Алиевич Гасанов является знаковой фигурой в развитии культуры Дагестана. Его жизнь была наполнена разнообразной, активной музыкальной и общественной деятельностью. Талантливый композитор, педагог, пианист, дирижер, музыкальный ученый, критик и публицист, создатель и руководитель различных коллективов и музыкальных учреждений, Г. А. Гасанов, явился подлинным строителем новой культуры Дагестана. 

Готфрид Алиевич Гасанов родился в 1900 году в городе Дербенте в семье служащего. Он был внуком ученого, поэта Гасана-Эфенди Алкадарского и праправнуком шейха Мухаммеда Ярагского. Родители Готфрида Алиевича были просвещенными и передовыми людьми своего времени. 

В семье Гасановых любили музыку. С 8 лет Готфрид Гасанов брал частные уроки игры на фортепиано, а с 12 лет сам начал сочинять музыку. 

В 1922-1926 году он учился в Ленинградской государственной консерватории по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции — у В. П. Калафати. 

После завершения 1-го курса консерватории, летом 1923 года, молодой пианист Гасанов, приехав на каникулы в Махачкалу, дает свой первый концерт в зале рабоче-крестьянского клуба имени Маркова. Концерт прошел с огромным успехом. 

Вернувшись в Дагестан после окончания консерватории, Готфрид Алиевич в апреле 1926 года в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) открывает музыкальную школу и становится ее директором. В этом же году школу преобразовали в Дагестанский музыкальный техникум. С 1 января 1927 года техникум был переведен в столицу республики Махачкалу. Вместе с музыкальным техникумом (позже переименованным в училище) в 1926 году при живейшем участии Гасанова была создана первая в республике национальная театральная студия. Впервые выходит журнал театра, музыки и кино под общим названием «Кумуз» с нотным материалом. 

Обучение в училище в первые годы велось по специальностям: фортепиано, струнные и духовые инструменты, сольное пение. 

Для обучения детей национальной манере пения и игре на пандуре был приглашен известный певец Хабиб из селения Араканы. Его уроки вызывали исключительный интерес. 

Осенью 1926 года в жизни Гасанова начался период странствования. Он поселился в Самаре, затем переехал в Ленинград. В 1935г. Готфрид Алиевич возвращается в Дагестан. 

В начале 1935 г. было принято постановление о создании национального Государственного этнографического ансамбля, художественным руководителем которого стал Г. Гасанов. Работа в ансамбле помогала Гасанову готовиться к созданию первой дагестанской оперы «Хочбар». 

Великая отечественная война застала Гасанова в должности заведующего учебной частью музыкального училища при Ленинградской консерватории. С первых дней войны Готфрид Алиевич был активным участником обороны города и часто выступал перед воинами Красной Армии как пианист и композитор. 

В 1943 году, после выезда из осажденного Ленинграда, композитор возвращается на родину и становится заведующим музыкальной частью Кумыкского театра, в сущности — его музыкальным руководителем. 

Готфрид Алиевич ГасановВ 1947 году Гасанов получил премию на Всесоюзном конкурсе собирателей фольклора и был принят в Союз композиторов СССР, став первым в республике музыкантом, удостоенным этой чести. В феврале того же года Гасанов был избран депутатом Верховного Совета ДАССР. 

В начале 50-х годов композитор написал музыку к кинофильмам «Советский Дагестан» и «Аул Кубачи». 

Центральным сочинением на рубеже 40-х — 50-х годов стала «Дагестанская кантата о Родине». 

В 1949 и в 1951 году композитор стал лауреатом Государственных премий СССР. 

В средине 1952 года Гасанов оставляет ансамбль и переходит в музыкальное училище, созданное им четверть века назад. 

С начала 1953 года он одновременно с работой в училище становится художественным руководителем Дагестанской филармонии. 

В конце 1954 года по инициативе Гасанова было принято решение о создании в Дагестане отделения Союза композиторов СССР. В организацию вошли Н. Дагиров, С. Агабабов, М. Кажлаев. 

С первых лет своего существования Союз композиторов Дагестана стал действенным центром музыкальной жизни республики.

 

В 1963 году Готфрид Алиевич переезжает из Махачкалы в Москву, но это не меняет главной сути творчества Гасанова как художника глубоко национального. «Мои творческие связи с Дагестаном — это главное, что призывает меня к жизни», — пишет он Дагирову сразу же по приезду в Москву — «Буду писать только на дагестанские темы. Я очень люблю Дагестан и наш народ». 

В мае 1965 года композитор внезапно ушел из жизни. Могила его у самого подножья горы Тарки-Тау. На его памятнике высечена светлая мелодия медленной части из его Первого фортепианного концерта. 

Музыка большого национального художника живет полнокровной жизнью, звучит в передачах дагестанского телевидения и радио, в спектаклях республиканских театров, в концертах лучших музыкантов-исполнителей Страны гор. 

Список произведений: Опера «Хочбар»; музыкальные комедии «Если сердце захочет» и «Под деревом»; детский балет «Карачач»; балетная сцена «У родника»; оратория «Джигиты Дагестана»; две кантаты «Дагестанская кантата о Родине» и «Горы поют»; «Дагестанская фантазия» для симфонического оркестра; два концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия для фортепиано с оркестром; две сюиты для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра: «Море зовет» и «Солдатская»; три симфонических танца; «Праздничная увертюра», «Рапсодия на кумыкские народные темы», «Танец дружбы» и «Рондо» для оркестра дагестанских народных инструментов; фортепианные миниатюры; песни и романсы; музыка к спектаклям и кинофильмам. 

Готфрид Алиевич Гасанов на улице г. Махачкалы, 1949 г.

Предлагаем вашему вниманию документальный фильм "Дагестан в лицах – Готфрид Алиевич Гасанов"

 

Метки: Персоналии