ГБПОУ РД "Махачкалинское музыкальное училище им. Г.А. Гасанова" | РД, г. Махачкала, пр-т Р. Гамзатова, 20

ГБПОУ РД "Махачкалинское музыкальное училище им. Г.А. Гасанова" объявляет прием на 2017-2018 учебный год по следующим специальностям:

Прием абитуриентов на 2017-2018 учебный год

 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

  • Фортепиано;
  • Оркестровые струнные инструменты (скрипка, виолончель, контрабас);
  • Оркестровые духовые и ударные инструменты (труба, тромбон, туба, флейта, гобой, кларнет, фагот, ударные);
  • Инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара);
  • Национальные инструменты народов России (национальная гармонь, тар, кеманча, агач - кумуз)

53.02.04 Вокальное искусство (академическое пение)

53.02.06 Хоровое дирижирование 

53.02.07 Теория музыки


В музыкальное училище принимаются граждане в возрасте от 14 до 25 лет, на вокальное отделение - с 17 до 27 лет (жен.), с 18 до 27 (муж.), имеющие общее образование в объеме 9 или 11 классов средней школы. Лица, окончившие 11 классов, принимаются на общих основаниях. Поступающим в училище по специальности "Фортепиано", "Струнные инструменты" (скрипка, виолончель) и "Теория музыки" необходимо иметь музыкальную подготовку в объеме 7 классов ДМШ, а по специальности "Народные инструменты" и "Хоровое дирижирование" 5 классов ДМШ.

Абитуриенты подвергаются приемным экзаменам по следующим дисциплинам:

  • Специальности – исполнение сольной программы
  • Музыкальной грамоте и сольфеджио – устно и писменно (окончившим ДМШ) 
  • Русскому языку ЕГЭ, окончившим 11 кл., диктант окончившим 9 классов. 
  • Литературе (устно), окончившим 9 классов, литературе устно или ЕГЭ,окончившим 11 классов.

От приемных зкзаменов по музыкально-теоретическим дисциплинам на отделениях духовом, народном, сольного пения и хорового дирижирования освобождаются лица, прибывшие из районов Дагестана, не имеющие музыкальной подготовки. Они подвергаются проверке музыкальных способностей (слух, умение петь, играть на муз.инструментах и т.п.)

Заявления о приеме принимаются с 1 июля по 22 июля 2017 года.

Вступительные экзамены проводятся с 24 июля 2017 года.

Консультации с 1 июля 2017 года.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. Аттестат об образовании (подлинник).
  2. Свидетельство об окончании ДМШ или ДШИ.
  3. Шесть фотокарточек (размер 3 на 4 см.).
  4. Документ об отношении к воинской обязанности.
  5. Медицинская справка (форма № 086), сертификат прививок (копия), страховой полис (копия).
  6. Копия свидетельства о рождении.
  7. Паспорт с ксерокопией.
  8. Справка о составе семьи.

Программные требования для поступающих 

Специальность «Фортепиано»

  1. 3-х голосная полифония (фуга, инвенция, прелюдия и фуга из ХТК И.С.Баха)
  2. Классическая соната I часть (Клементи, Гайдн, Моцарт, Бетховен)
  3. Два инструктивных этюда на разные виды техники: (Черни ор 299 или ор 740; Крамер, Мошковский и т.д.)
  4. Пьеса кантиленного характера

Программные требования по общему фортепиано для поступающих на теоретическое отделение

  1. 2-х голосная полифония или часть из французской сюиты ( Гендель, Бах и т.д.)
  2. Классическая соната, сонатина I часть (Кулау, Клементи, Гайдн) или классические вариации.
  3. Один инструктивный этюд ( Черни ор 299, Лешгорн, Бертини, Беренс)
  4. Пьеса кантиленного характера.

 Специальность "Оркестровые струнные инструменты" (скрипка)

  1. 3-х октавная гамма до 24 нот легато; 2-х октавная хроматическая гамма до 12 нот легато; Арпеджио до 9 нот легато; 2-х октавная гамма в двойных нотах до 4 нот легато (терции, сексты, октавы)
  2. Этюд виртуозного характера или этюд в двойных нотах.
  3. Барочная соната: 1-2 части или 3-4 части.
  4. Концерт: 1 часть или 2-3 части.
  5. Пьеса виртуозного характера.

Приложение: Гамма и этюд оцениваются комиссией на предварительном прослушивании-консультации.

Специальность "Оркестровые духовые и ударные инструменты"

Лица, имеющие музыкальную подготовку, должны исполнить:

  1. Хроматическую гамму для ноты Соль - 3 октава
  2. Мажорные и минорные гаммы для 2-х знаков
  3. Этюд или упражнение
  4. Две пьесы простой двух или трехчастной формы композиторов классиков, либо современных композиторов. И песню или народный танец.

Лица, не имеющие музыкальной подготовки, подвергаются проверки музыкальных способностей (слух, музыкальная память, игра на музыкальном инструменте)

Специальность "Инструменты народного оркестра" (для поступающих после окончания ДМШ и ДШИ)

I. Исполнение сольной программы. Баян, аккордеон, осетинская гармонь, гитара:

  • Полифоническое произведение.
  • Крупная форма.
  • Произведение свободной формы.
  • Обработка народной мелодии.
  • Домра, балалайка, гармонь (казань или азиатская) тар, агачкумуз:
  • Три разнохарактерных произведения.
  • Требования к произведениям согласно объему требований учебной программы для учащихся выпускных классов ДМШ и ДШИ. П. Чтение с листа.
  • Проверка навыков чтения с листа: прочитать с листа два произведения по уровню сложности соответствующие I- II классу музыкальной школы.

III. Собеседование

Примерный круг вопросов для собеседования:

  1. Чьё имя носит Махачкалинское музыкальное училище? Какую дату оно отметило в этом году?
  2. По исполняемой программе: иметь представления об авторах произведений - страна, время в которое жил композитор, другие его сочинения; по произведениям - знать тональность, музыкальные термины, встречающиеся в тексте.
  3. Знать выдающихся исполнителей на инструменте абитуриента.

Специальность "Народные инструменты"

 (для поступающих, без окончания ДМШ и ДШИ)

 I. Исполнение сольной программы, (для освоивших инструмент по слуху) Баян, аккордеон, осетинская гармонь, гитара, домра, балалайка, гармонь (Казань или азиатская), тар, агач-кумуз:

Три разнохарактерных произведения. 

II Проверка музыкальных способностей.

  1. Способность абитуриента повторить голосом (спеть) исполненную экзаменатором мелодию.
  2. Способность абитуриента повторить (отстучать или отхлопать) исполненный экзаменатором ритмический рисунок.
  3. Способность абитуриента назвать количество звуков исполненных экзаменатором на инструменте. 

III. Собеседование

Примерный круг вопросов для собеседования:

  1. Чьё имя носит Махачкалинское музыкальное училище? Какую дату оно отметило в этом году?
  2. Иметь представление о выдающихся музыкантах: композиторах, певцах, инструменталистах.
  3. Знать выдающихся исполнителей на инструменте абитуриента.

Специальность "Вокальное искусство"

Рекомендуются для пения на экзамене:

Народные песни, песни и романсы русских композиторов, произведения зарубежных композиторов. Необходимо иметь ноты исполняемых произведений.

Перед экзаменом, поступающий должен пройти проверку состояния голосового аппарата у врача фониатора и получить справку.

На экзамене проводится распева с целью проверки диапазона голоса и общих музыкальных данных.

Поступающие без музыкального образования должны:

  1. Правильно спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
  2. Правильно интонировать сыгранную экзаменатором мелодическую фразу;
  3. Определить количество звуков в созвучии (интервал аккорда) и воспроизвести их голосом снизу вверх;
  4. Произвести заданный ритмический рисунок;
  5. Спеть знакомую мелодию (песню, романс)

Имеющие музыкальную подготовку должны:

  1. Запомнить и воспроизвести музыкальную фразу, предложенную экзаменатором в разных тональностях;
  2. Определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом ( можно с названием звуков);
  3. Спеть программу, включающую два разноплановых и разнохарактерных произведения.

Специальность "Хоровое дирижирование"

Лица, поступающие на отделение хорового дирижирования с начальной музыкальной подготовкой в объеме не менее 5 классов, на вступительных экзаменах по специальности должны:

  1. Сольфеджировать с листа с тактированием несложную по ритму и интервальному составу мелодию;
  2. Исполнить 2-е разнохарактерные песни;
  3. Прочесть с листа несложную хоровую партитуру для однородного женского хора на двух строчках;
  4. Тактировать 2-х, 3-х, 4-х дольные дирижерские схемы;
  5. Сыграть на фортепиано не менее 3-х произведений (полифония, соната или сонатина, этюд или пьеса)
  6. Определить на слух минорную и мажорную гамму, интервалы, трезвучия, септаккорды и их разрешения.

Лица, поступающие в училище без музыкальной подготовки, подвергаются проверке музыкальных способностей (умение петь, гармонический и мелодический слух, музыкальная память, ритм и игра на музыкальных инструментах).

Требования для поступающих по специальности «Теория музыки»

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

Сольфеджио (письменно и устно)

  • Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8-12 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
  • Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.
  • Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

Устные задания по сольфеджио:

  • Сольфеджирование.
  • Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры Калмыков Фридкин Одноголосие №№430-470
  • Слуховой анализ.
  • Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора.
  • Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
  • Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный и большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений.

Теория музыки (письменно и устно)

Письменное испытание по теории музыки.

Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:

  1. Построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.
  2. Построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук "фа" является II ступенью. 
  3. От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона. Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях. 

Построить квинтсекстаккорд, в котором звук «ля» является примой и обозначить его структуру. Разрешить квинтсекстаккорд малого мажорного в мажоре и миноре. Тональности обозначить буквенно.

Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности. 

Устное испытание по теории музыки. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам: 

  • «Кварто-квинтовый круг тональностей»;
  • «Хроматизм»;
  • «Альтерация»;
  • «Энгармонизм звуков и интервалов»;
  • «Тональности первой степени родства»;
  • «Лады народной музыки»;
  • «Музыкальные термины».

Музыкальная литература

Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

Школьного курса: творчество И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении.

Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.

Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии.

На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут.